
Из истории промышленного шпионажа в современной Америке

(начало см. №№-9-11)
Промышленный шпионаж как государственная политика
Во многих странах власти поддерживают и сами участвуют в технологическом и промышленном шпионаже. Зачем они это делают? Прежде всего, для приобретения технологии, годной в военных целях. А также для усиления конкурентоспособности отечественного бизнеса, повышения ВВП.
Участие государства в этой сфере многолико. Привлекаются спецслужбы, подкупаются и переманиваются иностранные специалисты, внедряются инсайдеры. Поддерживаемый государством экономический шпионаж – проблема глобального масштаба. Он более изощренный и искусный, нежели разведка, осуществляемая силами отдельных частных компаний. А потому и более опасный по своим последствиям для интересов страны, потенциальной жертвы шпионажа.
Нередко финансируемые государством шпионские организации маскируются под безобидные гражданские институты. К их числу принадлежит японский Институт физико-химических исследований. В мае 2001 года власти США обвинили двух японцев в попытках овладеть интеллектуальной собственностью, принадлежащей медицинскому научно- исследовательскому центру имени Лернера. Один из них занимал там видное положение. В течение 1998-1999 гг. он и его соотечественник предприняли действия, связанные с хищением результатов генетических исследований по лечению от болезни Альцгеймера. Украденные материалы они переправляли в Институт физико-химических исследований, содержащийся за счет госбюджета и принадлежащий правительству Японии. При этом надо заметить, что по указанию японского министерства науки и технологий упомянутый институт открыл и руководил исследованиями в этой же области медицины.
Следователи установили, что японцы не только пытались похитить научные секреты и нанести физический урон конкуренту, но и уничтожить реагенты и другие физические материалы, полученные в результате лабораторных исследований и испытаний. Главный подозреваемый сбежал домой, но экстрадирован в США не был. Правительство Японии заявило, что оно здесь «не при чем» и вообще «не в курсе дела».
Некоторые вопросы остались без ответа. Был ли японец, работавший в американском центре, специально внедрен туда, или он, будучи принят на работу, по собственной инициативе решил подзаработать на хищении секретов?. И почему власти Японии отказались выдать его США для завершения следствия?. 
|