![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
Частные охранные услуги по версии Конфедерации европейских служб безопасности Комментарий А.Куражова Перевод В. Светозарова Конфедерация европейских служб безопасности (Confederation of European Security Services - CoESS) в мае текущего года опубликовала документ, содержащий перечень видов деятельности, осуществляемых частными охранными структурами и другими предприятиями, работающими в сфере безопасности. Данный документ представляется интересным для ознакомления с негосударственными структурами безопасности в странах Европы. CoESS была основана в 1989 году по совместной инициативе нескольких национальных ассоциаций частных охранных предприятий в странах – членах ЕС. С самого начала она носит статус европейской организации, объединяющей национальные ассоциации негосударственного сектора безопасности. Целью CoESS провозглашается «обеспечение в Европе защиты интересов организаций и национальных компаний, предоставляющих услуги безопасности во всех их формах и представительство совместных интересов частных охранных сообществ – членов CoESS посредством участия в многогранной работе, направленной на гармонизацию национального законодательства в сфере частного охранного бизнеса». CoESS осуществляет профессиональные, экономические, коммерческие, юридические, социальные и другие исследования, касающихся деятельности своих членов; собирает и распространяет среди них информацию; представляет и обеспечивает защиту своих членов в европейских и международных организациях; формирует и отстаивает совместные позиции в отношении к Европейскому сообществу в целом и к любым другим национальным или международным организациям. Название документа, о котором ниже идет речь, – Definition of Private Security Services - можно перевести как «Определение частных охранных услуг». Вот его перевод:
Основное внимание в этой таблице фокусируется на услугах, оказываемых охранными предприятиями. Не берутся в расчет: пенитенциарная система, пожарная охрана, медицинская скорая помощь, а также производство, установка и эксплуатация охранного оборудования. Однако, в общий портфель охранных услуг, оказываемых клиенту, нередко включаются: противопожарная безопасность (соблюдение противопожарной безопасности и меры по тушению возникших очагов огня) и медицинская помощь, электронные системы охраны (установка тревожной сигнализации), противопожарная сигнализация. Приведенные ниже охранные услуги/продукты не исчерпывают все содержание охранной деятельности, но демонстрируют взаимосвязь между ними.
Примечания 1. Включены действия, к которым нередко применяется термин "частная полиция», - т.е. в традиционном, классическом понимании полицейские функции, выполняемые частными охранными предприятиями в случае обращения к ним государственных правоохранительных организаций. Это характерно для крупных торговых центров, спортивных мероприятий, концертов под открытым небом и т.д. 2. Речь идет, прежде всего, о вспомогательных функциях персонала, имеющего военные навыки, для государственных организаций, неправительственных организаций, частных компаний в районах вооруженных конфликтов, повышенной опасности, для спасения людей. Тех, кто выполняет такие функции, обычно именуют «частно-военные компании» Деятельность наемников исключена. 3. Этот термин в некоторых случаях, когда речь идет о расширении зоны действий и проблемах расследования, заменяется определением «частные разведуслуги» 4. Также называется иногда – «борьба с массовыми беспорядками». 5. Планирование, установка и эксплуатация систем B2B (Business-to-Business), B2C (Business-to-Consumer). 6. Обычно рассматриваются как часть проекта, часто применяются в сочетании с другими охранными услугами 7. В расширительном смысле – перевозка всего, что представляет ценность: кровь для госпиталей, произведения искусства, документов и т.п. Но чаще всего, это охрана перевозимых денег, откуда и появление данного термина «инкассация». 8. Включает системы информационной и коммуникационной безопасности; охрану документов – их подготовку, содержание и хранение, транспортировку; идентификацию личности, в том числе – обеспечение и охрану средств ID 9. Т.е. заборы, ворота, двери, окна, блокеры, турникеты и т.п. 10. Вспомогательные, часто лицензируемые услуги, нацеленные на повышение квалификации охранного персонала до уровня установленных требований. Эти услуги предоставляются частными охранными предприятиями, органами власти (полицией), или независимыми институтами. 11. Новая, важная, увеличивающаяся в объеме специфическая услуга, которая включает также антитеррористический элемент. Она не имеет отдельной категории в данной схеме и, возможно, должна быть отнесена к категории «частные военно-охранные услуги». 12. Сегодня мониторинг позиционируется в серой зоне между категориями «охрана» и «системы электронной безопасности». Комментарий Как видно, спектр того, чем на Западе занимаются негосударственные (частные) структуры безопасности, чрезвычайно широк и имеет тенденцию к дальнейшему расширению. Следует иметь в виду, что перечисленные виды деятельности не являются исключительной прерогативой негосударственных структур. Подобными вещами заняты и некоторые государственные службы: армия, полиция, ведомственные образования. В данном перечне представлено то, к чему «допущены» негосударственные структуры безопасности наравне с другими участниками этого рынка.Данный документ коренным образом отличается от перечня видов охранных услуг, содержащихся в ст.3 Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".Стоит обратить внимание на то, как прочно в Европе функции безопасности укоренились в бизнесе. Сколько разнообразных задач относится к сфере безопасности и как участвуют в их решении негосударственные структуры!Эти функции «бытуют» и в нашей жизни. Развивающаяся инфраструктура деловых отношений делает их востребованными практически повсеместно. Вот только решаются они у нас по-другому. Часть из них, образующая специально лицензированные виды деятельности, жестко регламентируется законом, а часть – реализуется вне этих жестких рамок. В настоящее время в связи с несовершенством и явной тенденциозностью ФЗ № 272, направленного на уменьшение роли частного сектора на рынке безопасности, вместо «контролируемого развития» происходит свертывание этого рынка. При возрастающей (особенно - в условиях кризиса) потребности в охранных и других услугах безопасности, количество частных охранных предприятий и сопутствующих их деятельности фирм сокращается, объем легальных, с позиции нового закона услуг - также. Государственные структуры в лице МВД, Минобороны не имеют возможности занять образующиеся ниши, в том числе и в силу их собственного сокращения. Ведомственная охрана развивается крайне медленно и не имеет той гибкости, которая присуща частной.Европейский документ ценен тем, что он объективен в показе всего того, что мы именуем «негосударственным сектором безопасности». Все, что в нем перечислено, не исчезает в силу нововведений того или иного закона – оно есть. Только осуществляется все это уже вне сферы специального законодательного регулирования. Там, где раньше стоял частный охранник, теперь стоит контролер (офис-менеджер, администратор, консьерж, вахтер, сторож). Охрана ценностей в процессе их транспортировки уступает место экспедиционному контролю. Консультирование по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств заменяется услугами адвокатского бюро, работой подразделений риск-менеджмента, внутреннего контроля, информационно-аналитическими услугами и т.п. Место систем видеонаблюдения занимают системы промышленного (офисного) телевидения и т.д. Ранее бывший довольно прозрачным и внятным рынок услуг безопасности в нашей стране все больше «затеняется», сужается в своей «официальной» части, но не перестает существовать, совершенствоваться и даже развиваться в зоне, свободной от навязанного государством чрезвычайно жесткого и неэффективного контроля. Не случаен в этой связи ажиотажный спрос на пакет учредительных документов предприятия с условным наименованием САВОК – «Служба администраторов, вахтёров, операторов, консьержей». Объективно существующие и необходимые бизнесу функции остались. А вот каким образом их осуществлять, что «оставить» в зоне контроля регуляторов, а что вывести из этой зоны, можно понять, проанализировав представленный выше документ.
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |