 |









|
 |
 |

Конкурентная разведка в малом предприятии - с чего начинать?

Блоггер Джонатан Бойллот, много лет преподающий дисциплину «рыночные исследования», в том числе для начинающих бизнесменов и руководителей малых предприятий, рекомендует методологию налаживания конкурентной разведки для тех, кто этим делом практически не занимался. Предлагаемая методология включает пять последовательных шагов.
Определитесь сами. Прежде чем начнете собирать информацию о своих конкурентах, необходимо определить собственные цели и задачи на данном рынке. Надо сконструировать бизнес модель, которая бы имела ясные цели и финансовый план. Если такой модели нет, то не понятно, какую информацию искать и что с чем сравнивать.
Определите объект исследования. Какие конкуренты напрямую работают на вашем рынке? Есть ли непрямые конкуренты, представляющие для ваших позиций угрозу? Составьте список конкурентов. Едва ли он будет обширным. Вместе с тем, нельзя ограничить внимание только основными конкурентами. Вы можете пропустить быстрорастущий новый бизнес, который сметет вас со временем.
Определите, что исследовать. А именно – на чем сфокусировать основные усилия КР: цели конкурентов, руководящий состав, направления их развития, используемые материальные ресурсы, новые технологии. Все объять невозможно. Чем больше информации, тем труднее в ней ориентироваться. Лучше сосредоточиться на нескольких вопросах, которые непосредственно затрагивают ваши интересы. Информация должна быть «действенной», т.е. подсказывать, какие стратегические решения надо принимать. Иная информация просто не нужна.
Определите, как проводить исследование. Сейчас много Интернет-технологий, позволяющих проводить поиск и отбор нужной информации в океане данных в автоматическом режиме. Полезными могут быть платные базы данных, такие как Dan&Bradstreet, предоставляющие информацию о месторасположении, финансовой истории искомых фирм. Разного рода дискуссионные группы, а также социальные сети способны вывести на информацию о товарах конкурентов, обслуживании клиентов, на оценки клиентов. Самым надежным средством сбора достоверных данных остается метод прямого обращения к носителям информации. Цеховые ассоциации, разного рода выставки и конференции представляют собой отличный источник текущей информации. Неплохо просмотреть местные газеты. Объявления о вакансиях, о найме специалистов подскажут, какие кадровые проблемы испытывают конкуренты или в каком направлении они планируют развиваться.
Определите, как будет строиться работа. Кто займется сбором информации? Кто будет ее обрабатывать, систематизировать и хранить? Кто из сотрудников, какие отделы компании должны иметь допуск к базам данных? Но самое главное – как вы планируете использовать информацию для пользы бизнеса? Составьте план работы, предусмотрев регулярную проверку, что и как собирается, что и как практически используется. Необходимо периодически настраивать инструмент конкурентной разведки, чтобы он реально влиял на принятие стратегических решений.

|