|
|
|
|
Немного о терминологии
Автор блога на сайте engrossed.me (January 3, 2011) делится свои опытом работы в сфере конкурентной разведки: «Когда я впервые занялся КР, то полагал, что этот вид деятельности равнозначен исследованию первичных ресурсов». Однако, поработав какое-то время, походив по всяким профессиональным конференциям, он убедился, что на самом деле КР представляет собой набор разных дисциплин, которым он предлагает характеристики, могущие показаться читателю весьма спорными:
1. Вторичные ресурсы.
Предполагается изучение разных ресурсов, уже опубликованных и доступных, о конкурентах или отрасли. Исследование проводится через поисковые онлайновые машины, финансовые отчеты компаний, публичные архивы, периодические издания, объявления о вакансиях, социальные сети, синдицированные отчеты и т.п. Вторичные ресурсы хороши тем, что предоставляют возможность собрать в короткие сроки огромные массивы информации. Если правильно к ним подходить, то можно выстроить инструментарий постоянного, непрерывного мониторинга изменений в отрасли и/или действий конкурентов.
2. Технология КР
В основном речь идет о программных продуктах, предназначенных для хранения, процессинга, анализа данных. Некоторые из этих продуктов созданы специально для конкурентной разведки. Другие – для более широких задач, но вполне годятся для использования в КР. При этом надо иметь в виду, что эти решения сами не ведут КР, они лишь помогают хранить, работать с данными, ее анализировать.
3. Консалтинг КР
Услуги консалтинговые могут включать в себя проведение «штабных игр» (war games) сценарное планирование, стратегию выпуска новой продукции и т.д. По существу консультирование означает исследование, как и каким образом имеющая в распоряжении компании конкурентная информация может повлиять на стратегические/тактические решения, на формирование целей и задач. Сюда же можно отнести аудит программы КР, оценку действенности конкурентной контрразведки, тренинги с персоналом. Как и технологии, консультирование КР не осуществляет сбор информации, оно скорее предназначено превратить сырой материал в разведанализ.
4. Первичные ресурсы
Это процесс сбора информации из «первых рук», у ее носителей, которыми могут быть люди, работающие на конкурентов, продавцы и партнеры конкурента, его клиентура. Хотя исследование первичных источников непосредственно затрагивает темы и проблемы, которые относятся к прошлому и настоящему, главная их ценность в том, что с их помощью можно будет ответить на вопрос: «каковы намерения и планы конкурента?».
|