|
|
|
|
Многокультурная стратегия для конкурентной разведки
Чтобы в условиях глобализации экономики успешно конкурировать, компании, вовлеченные в международный бизнес, должны иметь поликультурную программу конкурентной разведки. О том, что собой может представлять такая программа, рассуждают эксперты Роберт Тиан и Байрон Тобар в журнале Scip.insight January 2011, Vol 3 Issue 1.
Авторы публикации предлагают 8-этапный процесс формирования программы КР, учитывающей разные национальные культуры.
Этап 1. На этом этапе важно разобраться в культурных, социальных, экономических различиях между страной компании и государством, где она собирается вести бизнес (или уже ведет). Чтобы понять преимущества и слабости новых рынков и конкурентов, критически важно изучить такие факторы как отличия в законодательствах. Знание контекстуального контента (contextual content), приоритетности временной категории (time prioritization), восприимчивости к изменениям (sensitivity) углубит анализ, сделает КР более эффективной.
Этап 2. Выявление основных конкурентов. К примеру, мы имеем дело с партнерской иностранной фирмой. Сначала изучаем особенности отрасли, в которой эта фирма занята, затем выявляем ее пять главных конкурентов. Затем определяем позиции этих пяти компаний в международном бизнесе с акцентом на их культурно-национальные особенности. На основе анализа можем понять, как они могут и будут себя вести в условиях динамики рынка и предложить первым лицам своей компании (и/или партнерской) соответствующие рекомендации по конкретным шагам и действиям, ведущим к получению конкурентных преимуществ.
Этап 3. Доступ к информационным ресурсам. Необходимо определить источники внутренней информации. Это могут быть уже имеющиеся базы данных, экспертизы, иностранцы, работающие на компанию, эмигранты, недавно покинувшие свою родину и т.п. Все эти ресурсы могут представить основу для гэп анализа ( об этом виде аналитической работе см. журнал № 38). На этом этапе важную роль играют интервью с экспертами, которые хорошо знакомы с проблемами, жили, работали или учились в интересующей нас стране. Эти носители информации могут быть весьма полезны с точки зрения понимания межнациональных и межкультурных различий. Разработку внутренних информационных ресурсов надо завершить, прежде чем начинать сбор и анализ внешних источников.
Этап 4. Определить ключевого аналитика для проекта. Это может быть человек, хорошо разбирающийся в межкультурных различиях и влияниях, говорящий на иностранных языках, способный вникать в контент. Кроме того, он должен обладать способностями сформировать международную сеть профессионалов, которые бы служили носителями первичной информации. Собрав и проанализировав полученные данные, этот специалист должен проинформировать компанию об общей ситуации в отрасли и основных потенциальных конкурентах.
(окончание в следующем номере журнала)
|