|
|
|
|
Конкурентная разведка во Франции: преодоление недоверия
Ряд экспертов (Дж.Смит, Ш.Райт, Д.Пиктон) по заказу Academy of Marketing Conference провели в 2010 году опрос среди менеджеров программ КР на предприятиях малого и среднего бизнеса в четырех регионах Франции. Результаты сравнили с исследованиями, которые проводились в девяностые годы.
Еще в 1994 году исследователь Дэдижер установил, что во Франции, как в никакой другой стране мира, существует тесное взаимодействие между государством, экономической разведкой и бизнесом. В отличие от стран американского континента и большинства европейских стран во Франции конкурентная разведка с самого начала пользовалась мощной поддержкой правительства и общественности, главным образом в лице Торгово-промышленной палаты. По инициативе последней регулярно проводились опросы и исследования в этой области. В 2001 году ученые Грум и Дэвид констатировали, что малый и средний бизнес во Франции не слишком интересуется конкурентной разведкой. Изучение этой проблемы Убрихом в 2007 году привело исследователя к выводу, что в то время как крупные французские компании успешно интегрируют программы КР в стратегию своего развития, применение этого инструментария малым бизнесом носит весьма ограниченный характер. Но ситуация за последние годы начинает меняться к лучшему. Прежде всего, благодаря усилиям Торгово-промышленной палаты страны (ТПП), которая проводит информационно-разъяснительную работу с малыми предприятиями, используя для этого конференции и круглые столы, тренинговые и учебные программы, оказывая методологическую помощь и поддержку.
Исследование Academy of Marketing Conference, с кратким содержанием которого можно ознакомиться на сайте dora.dmu.ac.uk, обнаружило, что большинство опрошенных менеджеров, занимающихся на своих предприятиях вопросами КР, не смогли дать четкое определение этому виду деятельности при полном понимании задач и концепции. По-прежнему довлеют ассоциации с промышленным шпионажем и иными противозаконными экономическими действиями. Некоторые просто отказываются использовать сам термин «конкурентная разведка» из-за боязни, что он вызывает негативную реакцию у предпринимателей и менеджеров. Нередко этот термин заменяют другими определениями: «стратегическая информация», «сканирование рыночной среды». «стратегический мониторинг» и т.п. Вместе с тем, отмечено, что за последние 10 лет заметно увеличилось число экспертов, уверенно использующих в деловой терминологии классическое определение «конкурентная разведка».
Зафиксировано существенное положительное изменение отношения малого бизнеса Франции к КР. Центральную роль в этом тренде играет ТПП, которая постоянно разъясняет значение стратегической информации для успешной конкуренции. Пропагандируются конкретные выгоды, практические результаты, которые сулит применение КР в бизнесе.
Вот некоторые обобщенные ответы респондентов на вопросы исследователей:
- В чем содержание ваших программ по КР? Ответы: проведение конференций, тренингов для персонала, иногда приглашение аналитиков для этой работы, редко – создание на предприятии системы КР
- Кто отвечает за КР на предприятии? Ответы: директор предприятия, а если организации насчитывает более 20 человек – один из менеджеров
- Каково в целом отношение к КР в малом бизнесе? Ответы: Смешанное отношение, интерес есть, но не хватает ресурсов, времени. Но в целом отношение меняется к лучшему.
|