|
|
|
|
Многокультурная стратегия для конкурентной разведки
(окончание, начало № 40)
Для того, чтобы в условиях глобализации экономики успешно конкурировать, компании, вовлеченные в международный бизнес, должны иметь поликультурную программу конкурентной разведки. О том, что собой может представлять такая программа, рассуждают эксперты Роберт Тиан и Байрон Тобар в журнале Scip.insight January 2011, Vol 3 Issue 1. Авторы публикации предлагают 8-этапный процесс формирования программы КР, учитывающей разные национальные культуры. В предыдущем номере журнала речь шла о необходимости последовательно разобраться в культурных, социальных, экономических различиях между страной компании и государством, где она собирается вести или уже ведет бизнес, определить основных конкурентов и возможности доступа к информационным источникам, найти подходящую кандидатуру ключевого аналитика. Затем:
Этап 5.Выработать четкую программу. Важнейшими компонентами проекта являются ясно сформулированные задачи и правильно сформированный бюджет. Надо отделить главные задачи от второстепенных. Помимо общих административных расходов, необходимо предусмотреть затраты по следующим направлениям работы:
- новые информационные источники (книги, публикации прессы);
- привлечение дополнительно сотрудников для анализа, перевода текстов, других аспектов проекта;
- проведение занятий по изучению культурных и деловых особенностей стран;
- специализированные совещания и конференции;
- выход на платные сайты для сбора информации.
6. Образование интернациональной команды. Выбор следует остановить в первую очередь на тех специалистах, которые имеют знания и опыт работы в культурной среде страны, где будет проводиться проект, в дополнение к их профессиональному багажу. В то же время надо определить понятный всем участникам язык (в смысле методологию, формат, стиль работы) проекта, включая единый подход к вопросам профессиональной этики и поведения соответственно культурным особенностям и традициям страны проведения проекта.
7. Сбор и анализ данных. Прежде чем приступать к сбору информации, важно изучить как можно детальнее конкретную сферу экономики страны. Аналитик должен хорошо представлять себе, какое влияние на рынок оказывают социальные, культурные, политические факторы, характерные для данной страны. Пренебрежение этой стороной исследования может обернуться пустой тратой времени и средств.
8. Презентация отчета. Это последний, заключительный шаг. Презентация может осуществляться в разных форматах, но при этом содержание и выводы остаются неизменными. Не следует думать, что те, для кого отчет предназначен, хорошо осведомлены об особенностях международного бизнеса применительно к конкретным странам, поэтому будет не лишним включить в отчет материалы, разъясняющие культурно-национальную специфику.
|