 |









|
 |
 |

Можно ли научить анализу?

Касаясь проблем анализа в конкурентной разведке, обычно имеют в виду инструментарий анализа, а не сам процесс. И это объяснимо, пишет Джон МакГональ в онлайновом издании scip.insight (September, 2011), так как собственно сам анализ – процесс внутренний, личностный.
Считается, что инструментарий анализа можно придумать, создать, а вот научить процессу анализа невозможно. МакГональ в принципе согласен с этим мнением. В то же время он уверен, что в сфере конкурентной разведки можно и надо тренировать профессионалов, помогая им раскрыть свои аналитические способности.
В большинстве случаев профессионал КР является либо хорошим коллектором информации, либо хорошим аналитиком. Оба качества в одном лице встречаются не часто. Однако, в практической сфере обычно приходится совмещать эти две функции. Что же важнее?
Классическая модель КР исходит из тезиса о доминантной роли клиента в определении задач проекта. Но в таком случае клиент должен иметь хотя бы общее представление о том, как происходит сбор информации, ее анализ. Возникает вопрос - должен ли исполнитель проекта, аналитик, корректировать по своему усмотрению эти задачи, проявлять определенную интеллектуальную независимость? Автор склонен к позитивному ответу. Он рассматривает разные аспекты взаимосвязи двух основных направлений работы профессионала КР – сбора информации и анализа. Они настолько тесно связаны между собой, что готовить специалиста, обращая внимание исключительно на процессы анализа, игнорируя методологии сбора данных, контр-продуктивно.
Другая проблема относится к индивидуальности профессионала КР, которому свойственна субъективность, мешающая подчас непредвзято, отстраненно смотреть на исследуемые проблемы и приходить к абсолютно объективным оценкам и выводам. Ведь он, кроме всего прочего, взаимодействует с другими людьми, в частности, с клиентами, у которых собственные предубеждения и т.н. «слепые зоны» (blind spots). МакГональ уверен, что аналитики должны и могут «выявить и освободиться от предубеждений и «слепых зон», как собственных, так и клиента».

|