 |









|
 |
 |

Игры как средство учиться непредвзятости и объективности

Джекоб Грэхэм, старший преподаватель колледжа по информационным наукам и технологиям в штате Пенсильвания, организует для слушателей сценарные игры, которые, как он утверждает, помогают выявлять у участников тенденциозные, необъективные подходы и оценки при анализе предложенной ситуации. Это проявляется, прежде всего, в желании воспринимать только ту информацию, которая созвучна, подкрепляет уже сложившееся мнение. Людям свойственно преувеличивать значение первого впечатления даже тогда, когда ситуация меняется и новые факты противоречат первоначальным представлениям.
Предубеждения, предвзятости могут играть фатальную роль, когда они влияют на серьезные, стратегические решения.
Грэхэм разработал методологию игр, взяв за основу ситуации, с которыми сталкиваются аналитики американских спецслужб в Ираке. Но, конечно, не повторяет, не воспроизводит реальные факты. Слушателям предлагается перечень придуманных преподавателем материалов для анализа – «служебная переписка», «перехваты телефонных разговоров», «донесения агентов с места событий» и прочие «свидетельства деятельности террористических групп» в Ираке.
Слушатели разбиты на несколько групп. Одна группа обязана выявить связи между известными террористическими бандами и пока неизвестными, но также опасными людьми. Другой группе надлежит проанализировать всю информацию, чтобы извлечь из нее наиболее ценные и важные данные. Третья группа студентов выслушивает мнения, предложения участников первых двух групп, обсуждает и принимает решения. При этом предполагается исследовать альтернативные варианты и подходы. Это один из путей избежать необъективности и ошибок. Отмечено, что аналитики, которые воспринимают и обдумывают альтернативные варианты, наиболее близко подходят к решению задачи выявления и упреждения атак террористов.
По мнению Грэхэма и ряда других экспертов, такого рода тренинги служат хорошим средством избавления аналитиков от стереотипного мышления, помогают им преодолевать собственные предвзятости и предубеждения.

|