Конкурентная разведка как фундамент принятия бизнес решений
В февральском номере онлайнового издания международной организации профессионалов конкурентной разведки (SCIP) scip.insight опубликована обширная статья Б. Бенсусан и Г. Флейшера, посвященная некоторым теоретическим аспектам конкурентного анализа, как необходимой предпосылки и основы для принятия решений в компании.
Решения, которые приходится принимать бизнесменам, авторы подразделяют на три типа: стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические решения требуют существенной ресурсной поддержки, принимаются в единичный случаях, часто носят необратимый характер, в значительной мере определяют долгосрочную конкурентоспособность компании на рынках.
Тактические решения не такие всеохватывающие как стратегические, обычно затрагивают отдельные функции и направления деятельности компании: маркетинг, производство, ведение бухгалтерии и т.п.
Оперативные решения призваны обеспечивать повседневную работу на разных участках, их действия ограничиваются неделями, днями. Главное отличие от стратегических и тактических решений в том, что они зачастую принимаются «на ходу».
В условиях нынешней сложной, хаотичной, глобально конкурентной рыночной среды значение аналитики для поддержания и повышения конкурентоспособности многократно возросло. По самому минимуму хорошая аналитика должна обеспечивать компании:
- раннее предупреждение о возникающих новых возможностях и угрозах;
- объективную оценку конкурентной позиции компании на рынках;
- быструю и легкую адаптацию к изменениям среды;
- надежную и своевременную разведку как основу планирования стратегии, маркетинга, ценовой политики и т.п.
- уверенность, что принимаемые решения основываются на ясном, недвусмысленном и доходчивом понимании ситуации и перспектив.
Главное, чтобы аналитика была действенной, т.е. ориентирована на перспективу, на будущее, реально помогала выбирать оптимальные варианты решений, обеспечивала лучшее понимание среды по сравнению с конкурентами, держала в фокусе внимания настоящих и потенциальных конкурентов, их планы и намерения. В конечном счете, оценка аналитики определяется конкретными результатами работы компании.
По мнению авторов публикации, возрастающее значение аналитики для бизнеса обусловлено следующими факторами:
* Обострение конкуренции в глобальном масштабе.
* Мощное развитие экономики знаний.
* Возросшие возможности имитации и копирования продуктов.
* Сокращение по времени производственного цикла.
Подробнее об этих факторах см. следующий выпуск журнала.
|