 |









|
 |
 |

Конкурентная разведка и развивающиеся рынки

Рут Станат возглавляет исследовательскую компанию SIS International Research, деятельность которой отмечена в 120 странах мира. Ее статья в онлайновом издании Scip.Insight (September, 2013) посвящена проблематике конкурентной разведки применительно к т.н. «развивающимся рынкам» - группе стран, куда помимо России, Бразилии, Китая и Индии автор включает «периферийные», но значимые экономики Турции, Таиланда, Индонезии и ряда других государств. Развивающиеся рынки сегодня охватывают население порядка 4 миллиардов человек. Совокупная стоимость оценивается примерно в 5 триллионов долларов США.
В нынешних условиях глобализации в практике конкурентной разведки прослеживаются, по мнению Станат, такие тенденции:
- Конкурентная разведка приобретает возрастающее значение для выживания компаний в условиях обострения конкуренции
- Быстро меняющаяся бизнес среда непосредственно воздействует на методы сбора информации. Глобализация и локальные перемены влияют на поведение клиентов, конкурентов, партнеров.
- Сбор разведывательных данных об экономике и бизнесе в глобальном масштабе перестраивается в направлении интеграционных подходов, ориентированных на всеобъемлющее изучение не только конкурентов, но также и клиентов, и макроэкономической, макрополитической среды.
Глобальные компании, которые приходят на развивающиеся рынки, очень часто сталкиваются с конкуренцией в лице местных гигантов. Например, Coca-Cola испытывает мощную конкуренцию со стороны местных производителей прохладительных напитков. Даже при условии серьезного, глубокого изучения развивающихся рынков, транснациональные корпорации вынуждены дополнительно исследовать специфику каждого местного рынка в отдельности и приспосабливать к нему свою бизнес стратегию.
Мы наблюдаем рост взаимозависимости, взаимовлияния между людьми, рынками и бизнес процессами. Вместе с тем, глобализация не в состоянии полностью стандартизировать местные практики. Более того, можно видеть, как развивающиеся рынки адаптируют глобальные процессы к своим историко-культурным традициям.
Сегодня корпорации находятся в поиске интегрированных, гибридных методологий изучения бизнес среды. В этом смысле конкурентная разведка играет важнейшую роль в разработке и осуществлении стратегии, отвечающей конкурентным вызовам. Она уже не может ограничиваться изучением одних лишь конкурентов, оставляя за скобками своего внимания настроения и предпочтения потребителей локальных рынков, т.е. сферу маркетинговых дисциплин. Если компания целиком концентрируется на противостоянии с конкурентами, игнорируя отсутствие спроса локального рынка на такие действия, то ее ждет провал.

|