|
|
|
|
Контрразведка в охране предприятия
На страницах онлайнового журнала Scip.insight, посвященного вопросам конкурентной разведки, глава компании Aurora WDC Дерек Джонсон рассказывает о том, как программа контрразведки, осуществляемая силами корпоративной службы КР (конкурентной разведки), помогает в охране интеллектуальной собственности предприятия.
Эффективная программа контрразведки, пишет автор, исходит из необходимости донесения до каждого сотрудника четких инструкций относительного того, что можно, а что нельзя разглашать публично относительной своей компании. В руководящем эшелоне, как правило, хорошо об этом осведомлены и следуют правилам сохранения коммерческой тайны. Угрозы возникают в среднем и низшем звеньях менеджмента. Те, кто работает «на передовой» - продавцы, специалисты по маркетингу, развитию продукта, на технологическом, инновационном направлениях, - то есть хорошо информированные о делах своей организации профессионалы, являются главным объектом конкурентной разведки, а то и промышленного шпионажа. Именно на них в первую очередь ориентируется работа контрразведки.
Такие программы можно сегодня встретить во многих западных компаниях независимо от их бизнеса и размера. При этом важно отметить, что зачастую эти программы формируются и осуществляются профессионалами конкурентной разведки. И это не случайно. Автор, например, настаивает, чтобы профессионалы КР участвовали в информационной защите предприятия, так как они, может быть, лучше других осведомлены о путях и методах сбора конкурентной информации, в том числе и не всегда легальными и этическими способами.
Дерек Джонсон рекомендует регулярно, не реже одного раза в год, проводить тестирование систем защиты интеллектуальной собственности для выявления и последующего устранения уязвимостей. Это сложная операция, которая в зависимости от размера организации занимает от 2 до 4 недель.
По ее завершении подбиваются итоги. С персоналом проводятся учебные и тренинговые занятия, охватывающие всю структуру организации – от ведущих разработчиков новых технологий до вспомогательного персонала (уборщиков, шоферов и т.п.). Для новичков, принимаемых на критически важные позиции в организации (продажи, исследование и развитие продукта), такие занятия могут длиться от 2 до 5 дней.
Автор рекомендует через полгода, самое большее – год, проводить повторное тестирование с упором на те звенья, которые в ходе последнего тестирования заявили о себе как наиболее слабые, уязвимые.
Дерек Джонсон излагает предполагаемый сценарий в случае игнорирования контрразведки. Компания A вышла на рынок с инновационным продуктом, который обещает прибыль в 10 миллионов долларов за первые 12 месяцев продаж. Однако конкурент Б не дремал и использовал инструментарий конкурентной разведки для сбора информации, на основе которой начал разработку собственной альтернативы. Если ему удается выпустить свой продукт к концу десятого месяца продаж компании А, то, как нетрудно подсчитать, последняя теряет 1.67 миллионов долларов. Чем раньше конкурент подсуетится, тем больше упущенная выгода.
Конечно, создание и осуществление программы контрразведки требует вложений, которые зависят от амбициозности проекта и размеров организации. Но эти затраты с лихвой окупаются, если программа надежно защищает интеллектуальную собственность организации от поползновений конкурентов.
|