 |









|
 |
 |

Конкурентная разведка в эпоху глобализации

Глобализация нередко интерпретируется как стирание национально-культурных, правовых и прочих различий в рамках общемирового рынка. Но это не совсем так, утверждает Эрик Глитман, глава консалтинговой компании Fletcher/CSI. В статье, опубликованной в Scip.Insight (September 2013), он пишет, что в действительности глобализация открывает дорогу к совместному сосуществованию разных культур. Для профессионалов КР, уже соприкоснувшихся непосредственно с процессами глобализации, работающих в новых условиях, исключительно важное значение имеют три фактора: правовая среда, культурная и этическая ситуации, доступность информации.
В том, что правовая среда неоднородна, ничего удивительного нет. Хотя многие общие правовые принципы уже давно утвердились в мире, отличия в деталях, в нюансах могут представлять серьезные проблемы для КР. Ключевой вопрос: как национальное (местное) законодательство интерпретирует принцип защиты прав личности, коммерческих секретов, интеллектуальной собственности, как определяет понятие «национальная безопасность». В некоторых странах даже доступные в свободном пользовании материалы объявляются «государственной тайной» со всеми вытекающими последствиями. Чтобы избежать проблем с местной властью, надо четко знать, какую информацию эта власть считает «чувствительной».
Различия в культуре влияют на КР во множестве аспектов: отношение к начальству, лояльность, доверие, статус…Одна и та же информация, свободно обращающаяся в одной стране, находится под запретом в другой. На один и тот же исследовательский запрос из разных стран приходят различные ответы. В одних странах респонденты легко высказывают несогласие с мнением вышестоящего лица, в других делают это неохотно. Поэтому профессионалу КР, имеющему дело с разными культурами, важно понимать, какой смысл вкладывают респонденты в свои ответы и комментарии.
Даже среди стран с высоко развитой информационной культурой наблюдаются существенные отличия в подходе к проблеме открытости данных. Эти различия обусловлены национальными законодательствами, в свою очередь привязанными к местным культурам. В таких странах как США информация о компаниях и фигурантах рынков легко доступна. Аналогичную бизнес информацию в некоторых других государствах получить невозможно. Это важно учитывать профессионалам КР, которые изучают возможности экспансии их компании (клиента) на новые мировые рынки. В таких случаях целесообразно опираться на помощь местных специалистов в поиске и использовании региональных баз данных.
Глобализация, подчеркивает Эрик Глитман, также означает, что конкуренты могут явиться неожиданно и откуда угодно. Было бы ошибочно считать, что конкурентная разведка, проведенная привычными для конкретной страны методами, может дать адекватные результаты в иной культурной среде. Без адаптации к местной специфике рассчитывать на успех трудно. Особенно, когда речь идет о легальных и этических аспектах проекта. 
|