 |









|
 |
 |

Что надо знать, чтобы научиться слушать

Еще в 1957 году двое американских ученых отметили, что люди в большинстве своем не умеют слушать. Проведенное ими исследование среди нескольких тысяч студентов и бизнесменов дало такое результат: большинство внятно воспринимают и запоминают лишь половину того, что им говорят, да и то быстро забывают.
С. Грин, заместитель редактора Harvard Business Review, подозревает, что с тех пор в этом вопросе мало что изменилось. В публикации на сайте hbr.org (February 6, 2015) она излагает ряд рекомендаций, как научиться слушать собеседника более продуктивно.
В основе подхода лежит осознание заинтересованности в теме разговора, в мыслях и суждениях вашего собеседника. Слушание с эмпатией (сочувствием, сопереживанием) предполагает наличие трех компонентов поведения. Во-первых, реальное восприятие информации – вербальных и невербальных сигналов, посылаемых собеседником. Во-вторых, процесс понимания того, что вам говорят. В-третьих, оценочное реагирование с помощью жестов, одобряющих или, напротив, выражающих несогласие.
Чтобы не потерять фокус внимания, автор публикации советует делать пометки. Можно перенять опыт Ларри Босиди, который, возглавляя в свое время Honeywell, имел привычку во время деловых переговоров держать перед собой блокнот, страницы которого разделены вертикальной линией. Слева он записывал общие замечания, а справа – особо важные. Так он тренировал мозги настраиваться на внимательное слушание и одновременно анализ.
Необходимо знать собственные недостатки, стараться их преодолевать во время разговора. Например, вы нетерпеливы, вечно куда-то торопитесь, у вас постоянно в руках смартфон, отвлекающий на себя внимание. Все эти качества мешают воспринимать разговор.
Обращайте внимание на моменты, когда ваше внимание ослабевает. Это случается, когда вы готовите ответ и уже не воспринимаете то, что вам продолжают говорить. Или когда вы не согласны и начинаете перебирать аргументы против, прислушиваясь больше к себе, чем к собеседнику. Если вы заметили, что уже не следите за тем, что вам говорят, либо перестройтесь, либо прервите на секунду собеседника, чтобы высказать то , что хотите и затем продолжить разговор.
Есть и другой отвлекающий внимание фактор – эмоции. Заметив за собой эмоциональную реакцию, старайтесь найти в словах собеседника доказательства вашей неправоты, что позволит вам держать нить разговора и не упустить ничего из того, что вам говорят.
Бывают ситуации, когда собеседник явно не в себе, взволнован или огорчен, что мешает нормальному разговору. Эксперты советуют в таких случаях задавать прямой вопрос: «Вы чем-то расстроены?», «Что вас беспокоит большего всего?». Надо позволить собеседнику раскрыться, успокоиться, почувствовать, что его слушают и слышат, после чего можно нормально обсуждать суть вопроса.
Основная проблема заключается в том, что мы думаем намного быстрее, чем говорим. Человек способен в минуту произнести в среднем 125 слов, в то время как нейроны реагируют 200 раз в секунду. Поэтому так важно особо трудные переговоры проводить в замедленном темпе. Чтобы проносящиеся в мозгу мысли не мешали слушать, делайте письменные пометки, следите за жестикуляцией и выражением лица собеседника, фиксируйте невербальные сигналы, которые могут подсказать, что собеседник не вполне искренне, о чем-то не договаривает.

|