![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
За последние несколько лет, по меньшей мере, два известных хакера громогласно заявили об имеющейся у них возможности взломать компьютерную сеть современного гражданского самолета и взять полет под контроль. Однако до сих пор неясно, насколько подобные заявления имеют под собой реальную почву, пишет М. Лейтщух на сайте securitymagazine.com. Компьютеры современного самолета настолько сложны, считают эксперты, что удачная хакерская атака возможна лишь при условии, что преступнику досконально известны все внутренние операции лайнера, архитектура его компьютерной сети. Контрольные системы и средства киберзащиты, применяемые сегодня в самолетостроении, технологически изощренны и автономны, и потенциальному хакеру не только вторгнуться, но и вообще понять эти системы не под силу без специального образования и фундаментальной подготовки. Однако было бы ошибкой считать, что авиалайнер на все 100% защищен от удачных хакерских взломов. Специалисты по кибербезопасности, работающие в авиа индустрии, знают уязвимые места и соревнуются с преступным миром, постоянно совершенствуя системы защиты. Современный самолет представляет собой комплекс взаимосвязанных компьютерных сетей, некоторые из которых имеют выход во внешний мир. Эксперты опасаются, что этими «окошками» могут воспользоваться умелые хакеры, чтобы проникнуть в заповедные компоненты, контролирующие управление авиалайнером. Наиболее важные операционные и контрольные системы автономны, однако не полностью изолированы от сетей, имеющих внешние выходы. Точки соприкосновения первых и вторых систем имеются в каждой модели самолета. Хотя все они оснащены специальными фильтрами и другими средствами киберзащиты, теоретически допустимо, что умелый хакер, глубоко разбирающийся в технологиях современного самолета, может взломать защиту и взять под контроль жизненно важные функции. Грубо говоря, все компьютерные сети, через которые преступники могут получить доступ к узлам управления, разбиты на две категории. Первая категория обслуживает пассажиров: Wi-Fi и развлечения (музыка, видео, прочее). Вторую категорию составляются системы, обеспечивающие внешнюю связь экипажа с авиакомпаний, аэропортами, диспетчерами. Именно эта категория компьютеров вызывает наибольшую озабоченность у специалистов, поскольку они так или иначе связаны с самыми чувствительными компьютерными компонентами, отвечающими за безопасность авиалайнера. Эксперты в целом согласны, что в обозримом будущем хакеры не смогут взять под свой контроль гражданский самолет во время рейса. Однако, хакерам вовсе не обязательно добиваться доступа в важнейшие контрольные компьютерные схемы внутри авиалайнера. Создать угрозу пассажирам можно, действуя через наземные операционные системы. И тому уже есть недавние примеры. В июне 2015 года хакеры вынудили польскую авиакомпанию LOT Polish Airlines отменить двадцать и отложить еще несколько рейсов, нарушив работу офисных компьютеров в варшавском аэропорту. Одновременно злоумышленники овладели клиентской информацией ряда авиакомпаний, пользующихся этим аэропортом. В апреле 2015 года правительственное контрольное ведомство США (U.S. Government Accountability Office) обнаружило, что компьютеры, отвечающие за планирование и контроль авиарейсов на территории США, уязвимы для хакеров. Успешная атака на эти компьютеры, последующая рассылка фальшивых инструкций, в том числе адресованных экипажам в полете, может привести к огромным бедам. Пока этого не произошло, но исключать подобное развитие в будущем никто из специалистов не решается. Одновременно нельзя забывать и о менее технологичных способах создавать угрозы воздушному сообщению. Простое отключение электросети в Чикагском аэропорту в сентябре 2014 года, вызванное кибератакой, привело к настоящему хаосу в диспетчерской службе, контролирующей полеты.
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |