Экономический шпионаж: честный и недобросовестный
Часть 1
Кристофер Буржесс – глава компании Prevendra, оказывающей охранные услуги среднему и малому бизнесу. На сайте securityintelligence.com он опубликовал статью, посвященную экономическому шпионажу. При этом автор делит эту деятельность на «честную» и «недобросовестную».
Итак, что же такое «честный» экономический шпионаж? Каковы его индикаторы? Автор называет следующие моменты, которых следует опасаться:
Охота за талантами
Уже давно прошли времена, когда многие предпочитали всю свою жизнь работать в одной и той же организации. Стремящиеся к карьерному и профессиональному росту специалисты переходят из одной компании в другую. Для поиска нового места работы активно используют социальные сети, в первую очередь, порталы по вопросам занятости. Нередко вывешивают собственные резюме с подробностями текущей работы, а, кроме того, открыто обсуждают проекты, в которых задействованы. Выдаваемая ими информация может содержать данные о масштабах и направленности проекта, численности команды, используемом инструментарии, финансовых и информационных ресурсах, подрядчиках и т.п. Всеми этими данными охотно пользуются конкуренты, получая не только информацию о планах и намерениях конкретной компании, но и о сотрудниках для возможного переманивания.
Охота за информацией на конференциях и выставках
Многие компании охотно участвуют в отраслевых выставках и конференциях, не без основания считая их полезными для своего бизнеса. Но только не в тех (к сожалению, нередких) случаях, когда в выступлениях их представителя проскальзывают данные, имеющие отношение к служебным секретам. Чтобы исключить подобные нежелательные утечки конфиденциальной информации, автор статьи рекомендует руководителям компаний контролировать процесс подготовки презентаций, где могут быть упомянуты сведения о разработке продуктов, о методах и технике производства,…
Охота за командированными и путешественниками
Современные технологии проведения телеконференций сильно поубавили число служебных поездок. Тем не менее, встречи лицом к лицу, особенно связанные с продажами продуктов/услуг, по-прежнему остаются важной частью бизнеса. Соответственно растет количество программных приложений, предназначенных для отслеживания конкурентами деталей служебных поездок в социальных сетях. Такие сообщения представителей конкурирующих фирм в социальных сетях как «я нахожусь сегодня там-то…» подобны мозаичным фрагментам, позволяющим воссоздать картину действий и планов.
Охота за случайными информационными утечками
Следует постоянно помнить, что конкуренты отслеживают всё, что появляется на вашем корпоративном сайте. В том числе, переписку между продавцами и клиентами в режиме онлайна. Поэтому надо следить, какие данные появляются в открытом интернете, вовремя предотвращать неумышленные утечки информации, обучая и тренируя собственный персонал.
Охота за болтливыми языками
Нет ничего проще, чем прямо спросить у сотрудников конкурента, чем они занимаются. Никакой изощренной технологии развязывания языков не требуется. Многие любят поболтать о своей работе, и спровоцировать их на откровенность не так уж и трудно. Проблема безопасности решается через регулярные тренинги, где каждому сотруднику внушается и разъясняется, чем грозит чрезмерная коммуникабельность и неосторожность для компании и для него/нее лично.
О «недобросовестном» экономическом шпионаже – в следующем выпуске нашего журнала.
|