Растраты и хищения: почему хороший работник вдруг оказывается преступником
Злоупотребления среди персонала – проблема не только крупных организаций. Согласно некоторым исследованиям, хищения на малых предприятиях (менее 100 сотрудников) встречаются намного чаще, чем в среднем и крупном бизнесе (200 – 500 и выше сотрудников).
Особенно страдает сфера кредитно-финансовых услуг. Причем на долю сравнительно небольших организаций приходится немалая доля внутренних краж и хищений. Однако, наибольший усредненный ущерб от воровства персоналом - $615 –характерен для сферы профессиональных услуг, свидетельствует американская статистика.
Злоумышленники, отмечают эксперты, зачастую выглядят вполне благопристойно. Что же их превращает в преступников?
Исследование 2016 Hiscox Embezzlement Report называет следующие факторы:
• Давление внешних обстоятельств. Страдая от долгов, образовавшихся в результате неудачной игры на бирже или в казино, из-за высоких расходов на лечение или по другим причинам, благонадежный и лояльный работник попадает в ситуацию, толкающую его на преступление.
• Возможности. Работники, пользующиеся доверием, имеющие доступ к конфиденциальной информации, к финансам компании, подвергаются соблазну воспользоваться должностными привилегиями в личных целях.
• Способности. Мошеннические схемы, как правило, требуют ума и ловкости.
• Псевдорациональное объяснение намерений и поступков. Злоумышленники утешают себя сложившимися обстоятельствами: идут на преступление ради семьи, по причине незаслуженно низкой зарплаты, из-за тяжелой болезни, или просто потому, что все вокруг воруют…
Эксперты рекомендуют использовать следующие «лучшие практики»
• Никогда не наделяйте одного сотрудника исключительными обязанностями, имеющими отношение к финансовым операциям.
• Обращайте внимание на образ жизни сотрудников.
• Регулярно проводите бэкграундные проверки.
• Организуйте для персонала занятия и тренинги, включающие изучение методологии обнаружения злоупотреблений.
• Формируйте в коллективе атмосферу доверия и честности.
|