![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
Риски и угрозы, исходящие от беспилотников, с годами становятся все сложнее, отмечает Макс Клейн, главный технолог компании SCI Technology (производство IT решений) в публикации журнала Security Management (February, 2020). В самом начале эры дронов они представляли собой забаву для взрослых. Затем стали вторгаться в разные сферы экономики, бизнеса и общественной жизни. Беспилотники вошли в арсенал армий и силовых структур. Мимо новых технологий не прошли и «плохие парни» - дроны поставлены на службу промышленного шпионажа, криминальных группировок, террористических организаций. В Европе и Северной Америке компании, имея дело с беспилотниками, сталкиваются с дилеммой: свобода и (или) безопасность. Технологии развиваются столь быстро, что законодательство, нормативная база просто не поспевают. В Азии и Африке, на Ближнем и Среднем Востоке отношение проще: в большинстве стран частным компаниям не запрещают глушить сигналы и даже сбивать дроны. Система противодействия рискам и угрозам, связанным с дронами, состоит из двух компонентов: 1) обнаружение и идентификация; 2) нейтрализация. Самое важное – вовремя обнаружить и опознать приближающийся беспилотник: какой организации принадлежит, зарегистрирован ли, где находится оператор, им управляющий. Для борьбы с нарушителями применяются различные технологии: - Радиолокационные станции с обзором; - Лидары ( LIDAR - технология получения данных об удаленных предметах при помощи обработки сигнала отраженного света; источником света могут быть любые устройства, но чаще всего для этих целей используется лазер); - Оптические средства; - Тепловизоры; - Акустические средства; - Радиочастотные глушители дронов; - Бластеры (радиоэлектронные устройства для постановки помех). У каждой опции свои плюсы и недостатки, говорит Клейн. Радары обладают большим диапазоном покрытия, определяют удаленность объекта, но часто ошибаются в обозначении высоты летящего объекта. Средства оптического обнаружения ограничены по дальности и широте обзора, зато информируют о высоте и местонахождении. В сочетании же обе системы дают более точную информацию о том, где находится дрон в каждый данный момент и каковы характеристики полета (маршрут и поведение). Взаимодействие разных технологий требует их интеграции. Это не всегда просто, но в итоге эффективно. К примеру, радар показывает, что фиксируемый в воздухе объект является дроном, а не крупной птицей, оптические устройства дают тот же результат, тем самым подтверждается наличие реальной потенциальной угрозы. За исключением радиочастотных технологий, инструменты обнаружения и слежения обычно не ограничиваются законом и могут использоваться частными организациями. Вопрос в том, насколько быстро и точно они действуют. Клейн говорит, что у службы корпоративной безопасности для обнаружения, реагирования и нейтрализации беспилотника, как правило, есть не более 20 секунд. Конечно, расширение горизонта обзора средствами слежения полезно, но не всегда себя оправдывает, если скорость полета дрона превышает 150 км в час. Один из путей обеспечения эффективности Клейн видит в минимизации уровня ложных сигналов, в настройке систем опознания на раннее предупреждение и максимальную точность получаемых данных. Это означает, что чем быстрее и точнее организация оценит риск – скорость, размеры, грузоподъемность, маршрут беспилотника, а также способ управления им – тем лучше подготовится к нейтрализации. Эксперты считают важным иметь в компаниях толковую инструкцию, как реагировать на дроновые угрозы. Первый немедленный шаг при обнаружении неопознанного дрона – сообщить в правоохранительные органы по заранее согласованному каналу коммуникации. Следующий или одновременный шаг – ослепить установленные на беспилотнике видеокамеры с помощью специальных устройств, включая лазерные. Также надо попытаться найти оператора, лишить его возможности управления. Обычный для этого способ – подавление сигналов. Но этот прием не во всех странах разрешен. В США он под запретом из-за опасности негативного воздействия на работающие легально коммуникационные системы, например, технологии GPS, используемые в аэронавигации. В США также запрещено частным компаниям самостоятельно сбивать подозрительные дроны. В России «беспилотные воздушные суда» - именно такое название беспилотников приняли в МВД РФ - только полицейские могут принудительно приземлить, а человека, управляющего аппаратом, задержать. В настоящее время проект документа, где конкретно определено, в каких случаях и каким способом производится такая вынужденная посадка, представлен для общественной экспертизы. Приказом министра внутренних дел России будет утвержден порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве. Прекратить полет полиция может, применив специальные технические средства для подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами. В крайнем случае аппарат может быть поврежден или уничтожен. Но только в самом крайнем случае. Ведь, пишут эксперты, «даже случайная поломка аппарата, например, потеря управления, может привести к беде». Действительно, падение в толпу с десятиметровой высоты конструкции весом в несколько килограммов, даже без гранаты на борту, может кого-то покалечить и даже убить. А что, если такая «железяка» попадет в припаркованную рядом машину и вызовет пожар или взрыв? (Российская газета, 11 мая 2020).
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |