Многоуровневая интегрированная охрана школ
Современный подход к безопасности школьных учебных заведений – многоуровневый и многофакторный, сочетающий технологии, тренинги и полную готовность к экстремальной ситуации, пишет Гай Грейс, эксперт с большим опытом в этой сфере, в мартовском выпуске онлайнового журнала Security Management, 2024.
Структура охраны предполагает наличие пяти уровней безопасности: 1) в масштабах окружающего школу района; 2) собственно территории школьного комплекса; 3) паркинга; 4) здания или зданий; 5) внутреннего периметра.
Первый периметр, охватывающий прилегающие к школе территории, требует координации и взаимодействия с местными властными и правоохранительными органами.
Со второго уровня – по границам территории самой школы - начинают действовать средства и технологии физической охраны.
Третий уровень, паркинг, не менее важен, так как там, указывает автор, наиболее высоки риски вандализма, краж, насилия, транспортных инцидентов.
Четвертый уровень – входные двери и окна.
Пятый – внутренний периметр , включает практически все помещения: учебные аудитории, классы, спортивный зал, буфет, библиотеку, туалет…
Что касается технологий безопасности, то ключевое значение для школ, по мнению Грейс, имеет электронная система контроля и управления доступом, установленная не только на входе в школьные здания, но действующая практически во всех закрытых помещениях внутри зданий. В первую очередь, в классных комнатах.
В некоторых школах Техаса устанавливают электронную систему, с помощью которой держат под дистанционным контролем все комнаты и помещения. Двери запираются и открываются в зависимости от ситуации и конкретной задачи – забаррикадироваться или напротив, срочно эвакуироваться. Управлять можно всеми замками одновременно и по отдельности.
С помощью смартфона каждый учитель может открывать и запирать дверь комнаты, где он/она ведет урок. Например, выпустить ученика в туалет и впустить обратно. Любой из учителей и администрации школы имеет возможность в чрезвычайной ситуации обеспечить ученикам и себе укрытие в одном из помещений здания.
Электронные системы дверных замков предназначены не только для защиты учащихся в классах, но также и для охраны помещений, которые не используются постоянно (например, спортивного зала, раздевалки, буфета), от краж и вандализма в дополнение к видеонаблюдению.
Системы электронных замков можно запрограммировать на блокирование и разблокирование дверей в строго определенное время, к примеру, в спортивном зале - в соответствии с расписанием занятий в каждый конкретный день.
Интеграция систем видеонаблюдения и электронных запоров, а также тревожной сигнализации, оповещения и прочих элементов охраны на базе единой платформы представляет собой наиболее надежный способ обеспечить высокий уровень безопасности. В случае серьезного инцидента (появление стрелка) данная комбинация технологий безопасности позволяет не только укрыть учащихся и персонал, но и помогает прибывшему наряду полиции беспрепятственно пройти в здание и ориентироваться относительно нахождения людей, злоумышленника, ситуации в целом.
Методички и инструкции, рекомендуемые для американских средних школ и колледжей, предусматривают весьма конкретные меры предупреждения, минимизации рисков, подготовки к форс-мажору, реагирования на различные возможные ситуации, возвращения к нормальной работе. Все необходимые для безопасности процессы и процедуры расписаны в деталях.
Эти документы четко предписывают охране и персоналу школы, что кому делать в том или ином экстремальном случае. Настоятельно рекомендуется на их основе проводить регулярные занятия с участием школьников. Заблаговременно формируется группа кризисного управления, перед каждым членом которой поставлена конкретная задача деэскалации потенциальных угроз.
К тренингам важно привлекать представителей местной полиции, пожарной службы, скорой помощи, ближайшей лечебницы. Это необходимо для скоординированных действий в критической обстановке.
Один из обязательных пунктов занятий с участием школьников - распознание и своевременное информирование о признаках потенциальной угрозы.
|