![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
начало | ![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() ![]()
|
![]() |
![]() |
Вступительное слово Позвольте приветствовать вас на нашем сегодняшнем мероприятии, посвященном конкурентной разведке. Я представляю группу компаний «Амулет», которая является организатором нашего сегодняшнего мероприятия. Несколько слов во вступлении. Уже далеко не первый год мы с вами встречаемся в формате круглого стола в этом зале, что подтверждает интерес к теме, которой мы с вами занимаемся. Разрешите поблагодарить Оргкомитет форума, который ежегодно предоставляет нам эту площадку, а также систему аудиозаписи и компьютерную технику, благодаря чему материалы конференции выкладываются на нашем официальном сайте в рамках журнала «Бизнес-разведка». Кстати, если кто-то не смог подготовить сегодняшнее выступление, но хотел бы поучаствовать своими материалами в общей работе, пожалуйста, присылайте эти материалы, а мы разместим их в нашем журнале. Поскольку мы все живем в контексте времени, в контексте быстроменяющихся событий, то для наших встреч мы выбираем наиболее актуальные темы. Изначально тема сегодняшнего мероприятия формулировалась как «Конкурентная разведка для малого предприятия». Однако кризис заставил нас переориентироваться и изменить тему «Конкурентная разведка в условиях кризиса». Очень кратко некоторые размышления на тему, которую будем сегодня обсуждать. Ситуация на рынке быстро меняется. В условиях кризиса меняется и поведение тех субъектов рынка, которые, по крайней мере, хотят выжить. Столкнувшись с кризисом, предприниматели переключаются с задач по развитию бизнеса на борьбу за выживаемость. Если судьба бизнесмена традиционно заключается в том, чтобы отслеживать конкурентов и предъявлять клиенту новые конкурентные преимущества, т.е. бороться за свой бизнес с точки зрения его развития, то сегодня он вынужден бороться за свой бизнес с точки зрения сохранения этого бизнеса. Риски, угрозы особо обостряются в этот период, и их теперь можно ожидать не только от конкурентов, но и от всех других игроков рынка. Поставщики - они такие же люди, у них такой же бизнес и они могут его завтра свернуть. Банк, в котором у предприятия есть расчетный счет, может лопнуть, клиент может прийти за товаром, взять его в кредит и не суметь расплатиться. Предприниматель озабочен сегодня возрастающими рисками и угрозами, но, с другой стороны, его конкуренты, такие же бизнесмены, сталкиваются с теми же проблемами. Поэтому, конкурентная борьба, еще раз подчеркиваю, в период кризисов ослабевает. Доминирует проблема амортизации рисков и угроз. В складывающихся условиях подразделение конкурентной разведки, которое является одним из сервисных подразделений компании, может найти для себя в этих условиях некие положительные моменты. Умение отслеживать конкурентов можно также использовать для мониторинга состояния контрагентов предприятия, поставщиков, клиентов, кредиторов. И вот это, пожалуй, первая область, на которую сегодня должна устремить взгляды конкурентная разведка. Другая область применения для конкурентной разведки такова. Скажем, мы - Группа компаний «Амулет» - являемся службой безопасности при Ассоциации российских банков. Тема безопасности банковского сектора, банковской деятельности - наш профиль. Если взять статистику за последние 10-15 лет, то увидим, что во многих случаях падение банка происходит не из-за плохих объективных показателей, которые не соответствуют регламентам, а связано с падением имиджевой составляющей банка. Сценарий этого процесса таков. Сначала происходит впрыск негативной информации, затем в результате лавинного эффекта этот негатив превращается в устойчивый слух и обрастает подробностями, и через некоторое время клиенты начинают паниковать. Вскоре такому банку надо шить «деревянный костюм». В период кризиса такая ситуация возникает особенно часто. Это не наши досужие теоретизирования, поверьте. Вы, конечно, помните события сентября-октября этого года, когда Президент России был вынужден дать указание Генеральной прокуратуре обратить внимание на события в Московском регионе и таких регионах как Свердловская область, где подобные инциденты имели место, где в результате ряд банков оказался в чрезвычайно затруднительном положении, а некоторые из них были поглощены. В итоге, в недрах прокуратуры родился интересный документ, который звучит следующим образом (не цитирую, а близко к тексту говорю): всем руководителям подразделений предписывается обеспечить ежедневный мониторинг средств массовой информации на предмет обнаружения в таковых тех или иных признаков провокаций и негативной информации по отношению к субъектам рынка. Так вот, вторым полем деятельности для конкурентной разведки в условиях кризиса является умение оценивать информационный фон вокруг своего предприятия, вокруг того или иного субъекта рынка и как только это фон зашкаливает за некоторую допустимую грань, докладывать руководству, а дальше уже что-то предпринимать силами других подразделений. Спросите, как это сделать? Очень просто: наберите в Яндексе свою фирму и посмотрите, сколько вхождений было сегодня, сколько будет завтра. Если завтра количество недостоверных вхождений увеличилось с 30 до 150, это сигнал тревоги. Таким образом, если кратко подвести выводы к вышесказанному, то получается, что интерес к конкурентной разведке сегодня возрастает и мы – специалисты в этом деле - можем найти для себя новые сферы применения и быть востребованы, что, наверное, хорошо. Конечно, не все так гладко, есть и минусы. Во-первых, новый закон о коммерческой тайне, вступивший в силу с этого года. Я не буду его комментировать, но скажу, что институт бизнес разведки после выхода этого закона в свет не сможет, на наш взгляд, быть в ближайшее время легализован. «Конкурентная разведка» не становится юридически установленным термином. Работать в правовом поле по-прежнему очень сложно. Второй минус заключается в том, что предпринимателю в период кризиса, конечно, более интересны подразделения, которые приносят реальную коммерческую прибыль. КР, если это не основной бизнес, если это сервис в большой фирме, прямой прибыли не приносит, только опосредованно. Поэтому, не исключаю, что нам придется затянуть пояса. Ну и третье, на мой взгляд, это наэлектризованное состояние общества, когда поведение бизнесменов, субъектов рынка становится не вполне предсказуемым.
|
![]() |
карта сайта![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() |