"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка

"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности
начало
о компании услуги вопрос-ответ осторожно! информация отдых контакты

 

 







год основания службы безопасности  АМУЛЕТ

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Адашкевич Ю.Н.

Роль КР в условиях кризиса: возрастает или падает?
Адашкевич Юрий Николаевич, заместитель генерального директора ООО «Специальная информационная служба»

Переформатируем тему в теорему. Теперь она выглядит так: «Роль КР в условиях кризиса возрастает». Теоремы требуют доказательств. Доказательство есть цепь логических операций. Попробуем.

Отчего вообще возникла и зачем существует КР? Цель и содержание КР - своевременное выявление и нейтрализация угроз экономическому благополучию предприятия, информационно-аналитическая поддержка принятия оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение конкурентного превосходства над другими участниками рынка.

А теперь взглянем, что происходит в условиях экономического кризиса:
- прежние правила меняются;
- банковская система перестраивается;
- нехватка ликвидности снижает уровень доверия между банками и компаниями;
- растет влияние внешней среды: активизируются крупные федеральные и иностранные игроки, снижается доля местных компаний на основных рынках. Усиливается госрегулирование в экономике, в том числе в пользу отдельных компаний.

Неопределенность увеличивается, угрозы и риски множатся. Вероятность ошибочного решения растет. Но при этом возрастает и его цена, поскольку запас прочности  хозяйствующего субъекта в кризис естественно снижается.

Какие еще нужны доказательства возрастания роли КР в кризисных условиях? Но и это еще не все.

Раз уж мы прибегли к математическим терминам, то вот аксиома (не требующая доказательств): в условиях снижения уровня жизни и роста социальной напряженности, характерных для экономических кризисов, неизбежно растет степень криминализации общества. Соответственно - рост экономических преступлений, расцвет обмана, мошенничества, заведомого невыполнения договорных обязательств, включая непоставку оплаченного товара и неоплату полученных товаров и услуг. Подчеркну – заведомого (т.е. - чистый криминал). А в какой степени возрастет количество вынужденных, ситуативных неоплат и непоставок?

Все это надо прогнозировать и предупреждать. Соответственно существующих и потенциальных партнеров проверять да проверять. Их бэкграунд, деловую репутацию, а особенно текущее состояние изучать еще более тщательно, чем в «мирное» время! За ситуацией на рынке и конкурентами присматривать более внимательно. Госструктур и чиновников опасаться более решительно.

Не забудем также, что КР — это устройство, помогающее заглянуть в будущее, позволяющее так «развернуть» вашу стратегию, чтобы компания смогла приспособиться к изменяющемуся миру (собственно, некоторые авторы полагают, что это и есть – основная суть конкурентной разведки). Кризис – период, когда мир и его условия изменяются наиболее быстро и драматично, что придает КР дополнительную ценность.

А теперь давайте взглянем на вопрос сквозь призму известной, классической модели «пяти сил» М.Портера, которые характеризуют состояние конкурентной среды.
Вспомним эти «пять сил»:
- Угроза со стороны существующих конкурентов.
- Угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, конкурентоспособных с точки зрения цены.
- Угроза появления новых или потенциальных конкурентов.
- Угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих.
- Угроза со стороны потребителей товаров и услуг.

В каких направлениях эволюционируют эти «5 сил» в условиях кризиса?

Конкуренты: часть отпадает (разоряется), часть, борясь за выживание и рынки сбыта, резко активизируется, в т.ч. некоторые, попадая в отчаянное положение, переступают грань, отделяющую рыночные методы от нерыночных:
      - рыночные: повышение качества продукции и уровня обслуживания, разработка новых, более конкурентоспособных товаров, снижение себестоимости, активизация рекламной деятельности. Хотя эти меры и требуют дополнительных усилий, но кризис заставляет многих мобилизоваться и в условиях необходимости банального выживания оптимизировать свое производство;
      - нерыночные: использование административного ресурса для оказания давления на конкурента, недобросовестная реклама, демпинг, перехват клиентов, прямой подрыв конкурента и, как уже упомянул уважаемый Сергей Владимирович, это клевета, в результате которой у банков возникают проблемы с ликвидностью. Ну и дальше вплоть до вредительства, диверсий и тому подобное.

Новые товары и услуги-заменители: в условиях кризиса может показаться сомнительным, мол, недостаток ресурсов. Однако если кто-то в условиях кризиса сумеет предложить более дешевые товары-услуги, то он получит возможность захватить часть рынка (например, турбизнес: на фоне падения спроса на дорогие дальние экзотические, да и вообще зарубежные туры возросла популярность недорогих внутренних российских туров: кто вовремя сориентировался – выиграл).

Новые конкуренты: в условиях кризиса также вероятность этого кажется ограниченной: откуда новые, когда «старые» еле выживают? Вместе с тем, кое-кто, осознавая, что на рынок легче войти, когда основные игроки испытывают трудности, вполне могут попытаться сделать это.

Поставщики: очень серьезная угроза, у них начинаются проблемы с кредитами, ресурсами, поставками, платежами и т.д. Соответственно эти проблемы немедленно переходят и на вас.

Потребители: самая реальная угроза – просто они прекращают потребление вашего товара или услуги, либо (в лучшем случае) просто снижают уровень потребления.

Однако, это - логика, теория. А что происходит на самом деле? Статистика пока еще небольшая, но все же есть. Так, еще в декабре, когда кризис уже стал реальностью, журнал «Fortune» сообщил, что корпорации «Контрол Рискс» и «Кролл», контролирующие значительную часть мирового рынка КР, только в течение двух осенних месяцев 2008 увеличили свой оборот на 20%. И, судя по ряду признаков, к настоящему времени эта тенденция не изменилась. «Кому война, а кому – мать родна». Ведь на войне, как известно, роль разведки возрастает. Даже беглый анализ сайта "Общества профессионалов конкурентной разведки" (http://www.scip.org/) показывает, что жизнь в этой сфере бьет ключом – одних только тренингов, семинаров, форумов и иных событий в мире КР – великое множество.

Вчера здесь на форуме я общался с директором компании «Сидкон», одним из лидеров украинского рынка конкурентной разведки. Как вы знаете, Украина – достаточно активная площадка для иностранных инвестиций, поэтому они очень активно занимались и занимаются КР по заказам зарубежных клиентов. Меня заверили, что количество заказов от иностранцев по линии КР в «Сидкон» не только не уменьшилось за последнее время, но даже возросло.

Наша собственная статистика: сначала кривая заказов пошла вниз (лето-начало осени), затем стабилизация (октябрь-декабрь), далее (с поправкой на новогодние праздники и сонный январь) – медленный-медленный, но рост. По крайней мере, наши партнеры активность не снижают, а даже увеличивают потихонечку, более того, появились другие международные игроки на рынке КР, которые инициативно выходят на нас. Так что,  как уже справедливо упоминалось здесь, кризис кое для кого является возможностью активизировать свой бизнес. Применим исторические параллели. Дефолт 1998 мы пережили достаточно легко: рынок безопасности буквально на какое-то мгновение замер (в шоке, как и все), а потом заказы по линии КР просто посыпались.

Но есть и противоположная тенденция. В период кризиса предприниматели естественно обращаются к политике экономии средств и ресурсов. Но что идет под нож в первую очередь? - реклама, маркетинг, кадры, а в России, увы, еще и безопасность, КР. Экономия на рекламе и маркетинге, сокращение штата - ну, наверно это оправдано. Экономия на безопасности и КР – стратегическая ошибка. Но как оно есть у нас, так и есть. Живем, как водится, одним днем.

В этой связи поделюсь собственным наблюдением. Звоню приятелю в руководстве СБ крупной российской телекоммуникационной компании. Интересуюсь ситуацией. Да, введен режим экономии. Однако по линии безопасности серьезных сокращений бюджета нет. Почему? Среди владельцев и в руководстве много иностранцев. Опыт управления, в т.ч. антикризисного, у них больше – соответственно, и поведение более ответственное.

Будем считать, что экономия на конкурентной разведке – субъективное решение отдельных недальновидных хозяйствующих субъектов. Объективные же факторы дают основания судить об усилении роли обеспечения экономической безопасности в целом, и не только КР.

В сегодняшней ситуации компаниям несомненно важно включить в антикризисные планы меры повышения экономической безопасности. Ряд из них касаются КР – более тщательная проверка  партнеров и клиентов, оценка деловой активности конкурентов, мониторинг быстрых изменений на рынке, что позволит в какой-то мере компенсировать возросшие риски.

Нынешний кризис, как говорят, в начальной фазе. Так что все вышесказанное – пока предварительные наблюдения. Окончательные выводы можно будет сделать позже. Возможно, уже по результатам вскрытия. Но будем, все-таки, оптимистами.

С. Иванов:
У меня один вопрос, Юрий Николаевич, разведвопрос. Вот вы привели количественную статистику обращений, которая указывает на повышение активности бизнес-разведки. Есть ли какие-нибудь  ощущения,  что качественно изменилась работа КР с точки зрения обращений. Что качественно изменились вопросы? Есть ли какие панические вопросы, сугубо кризисные вопросы?

Ю.Адашкевич:
В принципе вопросы те же самые, в основном,  но некая паническая составляющая действительно присутствует. Люди стали больше опасаться потерять свои деньги. Они и раньше боялись, но сейчас это подогревается разговорами, что компании рушатся, закрываются. Появилась дополнительная нервозность. Могу также отметить: у нас стандартный срок исследования по линии КР две недели, и раньше это считалось нормальным. А теперь каждый второй просит сделать все побыстрее, за 2-3 дня. Вот здесь я вижу проявление повышенной нервозности.

 


вернуться назад версия для печати
карта сайта




 
  

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru