"Амулет" -  служба безопасности, охрана, юридические услуги, системы безопасности

"Амулет" - безопасность бизнеса, охрана, юридическая поддержка
Базовые принципы внутрикорпоративных расследований

 

(начало см. журнал №№ 12,13)

Если возникает необходимость изъять у подозреваемого компьютер, содержащиеся в нем файлы, то такую акцию необходимо заранее планировать и запротоколировать специальным актом. Обычно компьютер  изымается ночью или ранним утром, до начала работы.

Вот что рассказывает об этой операции руководитель службы безопасности на одном из американских предприятий (анонимно): «Обычно эту работу проделывают два сотрудника СБ. Один из них имеет при себе подробный перечень шагов, которые необходимо предпринять, протоколирует все действия, а другой отсоединяет компьютер от сети, разбирает его, снимает жесткий диск, закрывает и ставит машину на место. Однажды во время этой операции неожиданно в комнате появился служащий, работающий с этим компьютером. Пришлось ему сказать, что его машина «заражена вирусами и нуждается в чистке в отделе IT». Чтобы избежать подобной ситуации, надо все это проделать или ночью, или же лишить подозреваемого доступа в офис, изъяв пропуск».

Сложнее с мобильными гаджетами. Их также изымают под любым предлогом. Но, конечно, в таких случаях не удается скрыть от подозреваемого, что в отношении него ведется внутреннее расследование. После того как карты раскрыты, наступает время для беседы (допроса).

Существует специальная методология допроса, позволяющая установить степень вины (или невиновность) подозреваемого. Она разработана Н. Гордоном, основателем и директором The Academy for Scientific Investigative Training  в Филадельфии.

Беседа начинается с темы, не имеющей отношения к содержанию, но призванной растопить ледок, создать непринужденную и откровенную атмосферу. Разговор на отвлеченные предметы дает возможность допрашивателю изучить стиль  поведения собеседника: манеру говорить, смотреть в глаза или в сторону, жестикуляцию…

Беседуя, важно обращать внимание на жесты, характеризующие реакцию, настроение, отношение. Например, если собеседник часто подносит руку ко рту или глазам, то это может говорить о лживости его слов, о желании скрыть правду. Жестикуляция правдиво отвечающего на вопросы обычно как бы призвана помочь объяснить свою позицию. К примеру, он/она прикладывает руку к груди, смотрит прямо в глаза…

Формулируя вопросы, надо избегать их обличительного характера. Важно записывать и вопросы, и ответы. Желательно вести допрос вдвоем, когда один записывает, а другой беседует. Недопустимо, чтобы кто-то третий, скажем, присутствующий на беседе начальник отдела кадров, вмешивался в беседу. Его дело – слушать и не влезать.    

Нередко приходится допрашивать сотрудников как свидетелей. В таких случаях Гордон советует обязательно уведомлять, что они – вне подозрений, но могут помочь расследованию. 

В принципе можно использовать скрытые камеры для видеозаписи допроса, если это предусмотрено и разрешено документированной политикой безопасности в компании, если камеры давно установлены в общедоступных помещениях. Но с правовой точки зрения могут возникнуть проблемы. В любом случае лучше предварительно посоветоваться с юристом.

Каких ошибок надо избегать? Запугивания, представления под вымышленным именем, предъявления обвинений без достаточных доказательств, утечки информации, ведущей к распространению слухов, которые могут повредить как компании, так и проводящим расследование.

 

вернуться назад

© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60, Е-mail:sb@amulet-group.ru