Стратегическое планирование как условие успешной борьбы за конкурентные преимущества
В статье К. Лармор на сайте strategic-business-planning.suite101.com излагается аргументация в пользу постоянного и глубокого мониторинга внешней рыночной среды в качестве необходимого условия для успешной конкурентной борьбы. Автор использует термин «стратегическое планирование», по существу имея в виду конкурентную разведку. Действительно, предлагаемые в статье действия в рамках этой стратегии вполне могут быть отнесены занесены в арсенал КР:
1. Изучение влияющих на рынок факторов. Сбор информации о тенденциях и явлениях в экономике, политике, социальной и культурной сферах жизни, в области законодательства и современных технологий. Кроме того, важно изучать и учитывать демографические сдвиги. Необходимо удостовериться в надежности источников такой информации, поскольку она составляет основу стратегического планирования. Главную роль играют первичные источники.
2. Оценка конкурентной среды. Сбор информации о конкурентах. Информация должна включать данные о планах (стратегиях) относительно расширения рыночных позиций, охватывать также и каналы реализации товаров/услуг по всей цепочке, и маркетинговые планы. Необходимо определить, в чем конкретно заключается преимущество каждого из конкурентов (передовые технологии, надежные поставщики, мощная сеть реализации).
3. Фиксация происходящих на рынке изменений. Ситуация на рынках в наше время подвержена стремительным изменениям. То, что было в реальности вчера, сегодня уже отсутствует. Важно следить за изменениями в демографии, спросе, нуждах потребителей. Поскольку такая работа занимает много времени и требует отвлечения больших сил, желательно воспользоваться услугами консалтинговых фирм, специализирующихся на маркетинге и КР.
4. Наложите информацию о рыночных факторах (пункт 1) на информацию о ситуации на рынке в данный момент (пункт 3). Это позволит предположить, как рыночная ситуация будет развиваться в перспективе. Одновременно можно выявить потенциальные возможности и угрозы для себя.
5. Проанализируйте состояние и перспективы конкуренции. Для этого выпишите на листке бумаги (или в компьютере) названия всех основных конкурентов. Напротив каждого из них пометьте выявленные в пункте 3 текущие (растущие, новые) потребности спроса. Если обнаружите в результате, что какие-то конкретные, специфические потребности не удовлетворяются конкурентами, то здесь для вас, возможно, открывается возможность сыграть на опережение.
6. Сформулируйте задачи, стоящие перед вами в плане усиления позиций и предупреждения угроз. Соберите и проанализируйте информацию пунктов 4 и 5. Изучите, какие из новых возможностей реализовать с руки. Затем посмотрите, какие угрозы и потенциальные опасности можно избежать, или, по крайней мере, минимизировать. На этой основе составьте стратегический план действий.
© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|