Когда случается непредвиденное
Прошло пять лет со дня выхода книги Н. Талеба «Черный лебедь». Ее автор представил концепцию событий, которые трудно (или невозможно) предугадать, так как они 1) происходят очень редко; 2) очень значительны (разрушительны) по последствиям; 3) нередко обусловлены человеческим фактором. (О термине «черный лебедь» см. журнал «Охрана предприятия» № 11, материал «Когда бизнесу угрожают «черные лебеди»).
Старший редактор в исследовательской и консалтинговой организации Security Executive Council М. Блейдс опубликовал в июньском выпуске журнала Security Magazine за этот год статью, посвященную концепции Талеба. Он пишет, что непредсказуемость всегда вызывает головную боль у руководителей служб безопасности. За неготовность к тем или иным поворотам, событиям начальство в лице первых лиц компании по головке не погладит.
Вместе с тем, концепцию «черного лебедя», по мнению Блейдса, сегодня можно «интегрировать» в целостную картину и политику безопасности бизнеса, использовать в процессах анализа и управления рисками. Каким образом? Ответ на этот вопрос частично дает организованная в апреле 2012 года организацией Security Executive Council конференция на тему «Будущее поколение руководителей безопасности бизнеса». Большинство выступавших на конференции категорически отвергли даже теоретическую возможность быть всегда и ко всему готовыми. Диссонансом общему настроению прозвучала презентация вице-президента компании Assets Protection for Target Б. Брекке, который ознакомил участников конференции с некоторыми практическими методами подготовки и действий в непредсказуемо экстремальных условиях. Собственно, речь идет о двух методах.
Первое. Важно готовится не к самим событиям, а к возможным последствиям. Весной 2011 года по южным штатам США пронеслись несколько торнадо, унесшие жизни более 300 человек и нанесшие ущерб в миллиарды долларов. 20 сотрудников корпорации Target в штате Алабама лишились своих жилищ, один погиб. Кроме того, из-за проблем в подаче электроэнергии нарушилась работа розничных магазинов, принадлежащих компании.
В соответствии с планом действий в экстремальных обстоятельствах были предприняты меры по обеспечению безопасности персонала компании. Одновременно запущены резервные генераторы, давшие ток в магазины. Между тем, подвозить продукты было неоткуда – оптовая база, питающаяся из федеральной электросети, была полностью обесточена. Компания, конечно, готовилась встретить разрушительные последствия торнадо, но не предусматривала вариант, при котором магазины готовы работать, но лишены снабжения товарами. Пришлось в срочном порядке искать и свозить на оптовую базу мощные генераторы, что и позволило в конце концов возобновить подвоз в магазины продуктов и воды, в которых отчаянно нуждалось местное население.
Второй урок: необходимость заранее устанавливать партнерские взаимоотношения с другими компаниями и организациями, как частными, так и государственными, в каждом отдельном районе. Как выразился один из участников конференции Рэд Джонс, «когда загорелся дом, уже нет времени договариваться с соседями, кто что должен делать». Вопросы взаимодействия надо проговаривать заблаговременно и включать достигнутые результаты в свои планы.
© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|