Сигналы о рисках насилия в учебных заведениях требуют мульти-дисциплинарного подхода
С переводом школ и вузов на полную или частичную «удаленку» определенные изменения претерпевает система сигналов, предупреждающих о возможных актах насилия, отмечает Фрэнк Штрауб, директор Center for Mass Violence Response Studies. «С приходом пандемии условия жизни учащихся и студентов заметно усложнились. На их поведение не могут не влиять такие факторы новой среды как экономическая неопределенность, семейная нестабильность, изоляция, финансовые проблемы – всё, что даже в нормальной жизни может провоцировать потенциально опасные перемены в поведении» (Security Management, 1 November 2020).
Как правило, акту насилия предшествует какое-то происшествие, изменение в личной жизни, полагает Штрауб. Таким изменением может быть развод родителей, семейные финансовые трудности из-за потери работы, иные проблемы, которые влияют на психику, вызывают депрессию. Это непосредственно выражается в понижении социальной активности, чрезмерной реакции на критику, в сознательном отстранении от круга друзей. К примеру, учащийся школы, всегда дружелюбный и компанейский с одноклассниками, вовлеченный в общественные дела, охотно участвующий в спортивных состязаниях, внезапно замыкается в себе, сторонится друзей. В другом случае отмечается беспричинное, на первый взгляд, снижение успеваемости. В третьем случае замечен повышенный интерес к экстремистской идеологии, оружию, фактам стрельбы в учебных заведениях…
«Все эти моменты представляют собой тревожные сигналы об изменении поведения, которые необходимо отслеживать и соответственно реагировать», подчеркивает Штрауб. Задача усложняется, если класс (или вузовский курс ) переведен на «удаленку».
Диана Конкэннон, декан California School of Forensic Sciences, обращает внимание, что реакция руководства на нарушения порядка, даже самые незначительные, со стороны учащихся нередко сводится к чисто административным методам воздействия. Такое реагирование обычно оправдывается желанием предотвратить трансформацию мелких нарушений в насилие. На самом деле это далеко не так, считает Конкэннон: «Молодежи свойственна жизнерадостность. Каждый факт проявления стресса или взволнованности требует к себе внимания, не обязательно с точки зрения угрозы насилия, а просто для поддержки морально-психологического состояния. Но в случае продолжительного характера или серьезности стресса, неподобающего поведения необходимо вмешательство и расследование» (там же).
«Преподаватели не обучены управлению рисками, - продолжает Конкэннон, - К ним попадает тревожная информация, но они не знают, как реагировать. Конкэннон и другие эксперты рекомендуют создавать в каждом учебном заведении междисциплинарную группу с участием представителей администрации, охранного предприятия, отвечающего за безопасность школы или вуза, а также специально обученного «school resource officer», в дословном переводе: «школьного офицера полиции». Это распространенная в США и некоторых других странах должность наставника молодежи, которая в последние годы трансформировалась в фигуру «полицейского в штатском», который нанимается местными правоохранительными органами для предотвращения беспорядков и случаев насилия, обеспечения безопасности в учебных заведениях.
Последний должен обладать знанием и навыками сбора информации в условиях дистанционного обучения, внимательно анализировать поведение студента (школьника) в онлайновом режиме. Вести расследование в виртуальной учебной аудитории – далеко не то же самое, что расследовать угрозы в реальной, традиционной среде. Важно держать контакт не только со студентом, но и с родителями, администрацией и преподавателями учебного заведения, местной полицией. А, кроме того, и с психиатрами, если необходимо. Такой вот разносторонний специалист, умеющий в отличие от преподавателей своевременно обнаруживать потенциальные угрозы.
Штрауб так формулирует задачу междисциплинарной команды: «выявить как можно быстрее признаки тревоги и беспокойства, в которых пребывает школьник или студент, наладить с ним/ней контакт с целью выяснить причины такого поведения, разработать и осуществить план помощи в решении проблемы».
© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|