Уроки пандемии коронавируса: планирование непрерывности бизнеса
Задача плана непрерывности бизнеса (business continuity plan) – устранение как можно больше неопределенностей, когда необходимо реагировать на внезапно возникшие проблемы, будь то стихийные бедствия, геополитические потрясения, социальная нестабильность или нечто другое, угрожающее бизнесу. Такие планы предусматривают продолжение работы организации в условиях форс-мажора. Суть планирования заключается в определении чрезвычайных процессов и процедур, касающихся, к примеру, контактов с альтернативными поставщиками в случае нарушения цепочек поставок, которые призваны минимизировать ущерб, обеспечить устойчивость бизнеса.
Роль службы корпоративной безопасности в таком планировании трудно переоценить. Не случайно, эта тема оживленно обсуждается в отраслевых средствах массовой информации охранной индустрии. Ей же посвящена статья в первом номере 2022 года журнала Security Magazine.
Топ-менеджер американского кабельного оператора Comcast Corporation Уэс Декер в интервью журналу замечает: «Большинство людей не понимали значение планирования непрерывности бизнеса до 2019 года, когда вспыхнула эпидемия коронавируса. Для многих компаний пандемия стала полной неожиданностью, далеко за пределами того, что они ожидали, прогнозировали и планировали. COVID-19 существенно изменил подходы бизнеса к планированию своей деятельности, пробудил желание и интерес более широко мыслить относительно того, каким образом потенциальные потрясения и изменения могут повлиять на результаты деятельности компании и как минимизировать возможный ущерб».
Декер формулирует три важнейших, на его взгляд, урока, вытекающих из кризиса:
-
Пришло понимание растущих вызовов, с которыми сталкивается бизнес, а вместе с этим и способность предполагать события и повороты, которым нет аналога на нашей памяти.
-
Признание хрупкости экосистем, их глобальной взаимосвязанности и взаимозависимости.
-
Осознание необходимости фокусировать внимание на вопросах, которые имеют наиболее важное значение для выживания в условиях кризиса.
Ведущий специалист Ford Motor Company , Адам Коллисон уверен, что «если пандемия нас чему-то научила, то, прежде всего – гибкости в планировании бизнеса» (там же).
Эксперты обращают внимание на необходимость привлекать к планированию непрерывности бизнеса руководителей всех основных направлений компании, включая безопасность, финансы, кадры, информационные технологии, профильные операции, хозяйственный блок и т.п. Это касается не только крупного и среднего бизнеса, но и малых предприятий, наиболее уязвимых в разгар кризиса.
Начальник безопасности Memorial Hermann Health System Эрик Клей считает важным регулярные тренинги с целью корректировки плана соответственно новым трендам и свежей информации: «Мы в своей организации обычно обновляли и уточняли план каждые 2-3 года. Теперь, после пандемии коронавируса, понимаем, что это нужно делать как минимум раз в полгода» (там же).
Для результативной корректировки плана Клей предлагает не упускать из виду следующие вопросы:
- Кто из ведущих специалистов организации уволился или переведен на новый участок работы? Как это отражено в плане?
- Сменились ли за последнее время поставщики и продавцы?
- Какие у организации появились новые продукты и услуги, от каких отказались?
- Какие изменения произошли в списке контактов?
© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|