Тревожная тенденция в сфере морских перевозок
В докладе Европола «Criminal Networks in EU Ports» инфильтрация морских портов со стороны ОПГ рассматривается как «серьезная угроза экономике и безопасности Европы» (Security Management, October 2023). Из 98 миллионов контейнеров, проходящих через европейские порты ежегодно, администрации реально могут контролировать от 2% до 10%. И это огромный вызов для безопасности, если принять во внимание, что криминал использует в свою пользу громоздкие бюрократические процедуры обработки контейнеров в порту. Дело усложняется тем, что в реальности ответственность за безопасность грузов распределяется между портовой администрацией, владельцами контейнеров, логистиками, водителями контейнеровозов.
Если посмотреть на мировые тенденции транспортной преступности, то мы видим уменьшение числа хищений классического толка на объектах, каковыми являются контейнерные терминалы, логистические склады, центры дистрибуции. Такая картина объясняется повышением технологического уровня охраны, что отпугивает преступников. И они меняют тактику.
В Европе, Азии и Африке 85-90 процентов потерь грузов обусловлены нападениями организованных преступных группировок на грузовики, контейнеровозы. Товары доставляются морским путем в порты, но наибольший риск возникает тогда, когда они покидают территорию порта. Действительно, зачем злоумышленникам рисковать, проникая на хорошо защищенную территорию порта, если есть возможность захватить фуру с ценным грузом в тихом месте, ограбить стоящую на неохраняемом паркинге машину, пока водитель перекусывает и отдыхает.
При этом преступники стараются заранее раздобыть информацию о наиболее ценных товарах, перевозимых фурами. Действуют через подкупленных людей в администрации порта. Такая ситуация наблюдается практически на всех континентах. Информатору платят 7 – 15 процентов стоимости груза. Наиболее выгодные, т.е. высокооплачиваемые с этой точки зрения позиции – крановщики, диспетчеры, менеджеры, передающие соответствующую информацию по IT каналам.
Подкупать никого не надо, если есть возможность хакерского проникновения в портовую компьютерную сеть и таким способом получать требуемую информацию удаленно. Этому объективно способствует цифровизация разгрузочно-погрузочных работ. Такова общая уязвимость современного взаимосвязанного цифровыми технологиями мира.
По мнению Европола, одним из наиболее эффективных способов защиты является следование принципу жесткого ограничения допуска к базам данных только теми лицами, кому это необходимо по работе. «Логистические компании, взявшие на вооружение такой подход, убеждаются в его практической действенности».
По многим похищенным товарам реальные потери, которые несут компании, намного превосходят их номинальную стоимость. Самая большая цена, которую приходится платить – репутация, которая страдает, если клиент не получил ожидаемый товар и не смог выполнить свои контрактные обязательства.
Security Management приводит такой пример. В начале 2022 года, когда резко выросли цены на велосипеды, преступники разграбили фуру, груженную 10 000 велосипедных запчастей, во время следования по территории Германии. По свидетельству директора по снабжению в чешской компании, для которой и предназначались запчасти, бандиты вчистую выбрали груз, оставив пару ящиков с дешевыми компонентами. В результате выпуск ряда моделей был отложен почти на год, поскольку быстро заменить большой объем запчастей не всегда возможно. Речь идет о довольно крупной, устойчивой компании. Если бы такой инцидент случился с малым предприятием, то реально замаячила бы угроза его банкротства.
А это то, с чем ни одна компания в мире не хотела бы столкнуться.
© "АМУЛЕТ" 2003 г. Тел/Факс.(495) 614-40-60, 614-41-60,
Е-mail:sb@amulet-group.ru
|